Расселение жилья: решение проблемы ветхого и аварийного жилого фонда



В 2008 году государство выделило дополнительные субсидии в размере 50 млрд. рублей субъектам России для приобретения жилья с целью расселения аварийного фонда. Для решения этой проблемы создан Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ), при помощи которого реализуется программа по расселению из ветхого и аварийного жилья. Основные причины увеличения подлежащего расселению жилья На сегодняшний день в России объем ветхого и аварийного жилья составляет примерно миллиард квадратных метров. Еще надо учитывать, что некоторые жилые объекты не классифицируются местными чиновниками как ветхие или аварийные только потому, что после принятия такого решения необходимо проводить расселение жилья, для чего требуются дополнительные средства. Основная причина сложившейся ситуации видится в том, что в течение двух последних десятилетий не осуществлялся капитальный ремонт и не проводились необходимые мероприятия по содержанию жилья. Помимо этого, с введением в действие Жилищного кодекса РФ на собственников жилых помещений стала возлагаться обязанность не только по их ремонту и содержанию, но и по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов. Однако для большинства россиян, проживающих в ветхих и аварийных домах, решать эти проблемы самостоятельно оказалось непосильной ношей. Также следует отметить, что рост объемов ветхих и аварийных домов - это прямое следствие отсутствия доступного жилья. Ситуация определяется низкими темпами жилищного строительства, которые не позволяют насытить рынок доступными по цене квартирами, и расселить непригодное жилье. Решение проблемы расселения жилья Из-за кризисного спада в строительстве площадь ветхого и аварийного жилья в стране только увеличивается. Более того, количество подобного жилья на территории РФ растет катастрофическими темпами, и через несколько лет может начаться его обрушение. Растущие квадраты непригодного жилья в России - один из основных показателей низкого благосостояния основной массы населения страны, свидетельство нарастающей бедности, правда, связанной не с уровнем доходов, а с условиями проживания. Обеспечить квартирами экономкласса социально незащищенные слои населения, которые как раз и живут в ветхих и аварийных домах, коммуналках и бараках, невозможно пока в сферу строительства не пойдут объемные государственные вливания. Позиция и меры государства по расселению непригодного жилья Непосредственное участие государства в процессе ликвидации аварийного жилого фонда - необходимое условие решения проблемы расселения данного жилья. И как уже отмечалось выше, государство заняло в этом вопросе достаточно активную позицию. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны и утверждены адресные программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, которые предусматривают поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов. Эти адресные программы осуществляются по следующим основным направлениям: формирование реестра ветхих и аварийных жилых домов (жилых помещений); разработка схем и механизмов привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов; расселение жилья и ликвидация и (или) реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания. Однако средств на местах, как всегда, не хватает. Возникающие трудности при решении проблемы расселения жилья Зачастую при расселении ветхого и аварийного жилья, занимаемого по договору социального найма, возникают неоднозначные решения по поводу площади предоставляемого жилого помещения. Одни чиновники руководствуются тем, что при признании непригодным для проживания жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, выселение из него производится с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, площадь которого зависит от того, состоят ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий выселяемые или нет. В одном случае, размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления жилья на одного человека (статья 50 ЖК РФ), а в другом - исходя из размера того помещения, которое ранее занимал выселяемый (статья 89 ЖК РФ). При этом в каждом муниципальном образовании установлены свои нормы предоставления жилья по договору социальному найму. Действия других чиновников базируются на том, что статья 89 ЖКРФ является специальной нормой и поэтому вне зависимости от принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях нанимателю и членам его семьи предоставляется другое жилое помещение, равное по площади ранее занимаемому. В то же время сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за теми гражданами, которым предоставлено другое жилое помещение, при условии, что не отпали основания для пребывания их на таком учете (статья 56 ЖК РФ). Причем таких спорных юридических моментов, возникающих при расселении непригодного жилья достаточно. И многое здесь зависит от трактовки законов местными властями. Но это касается проживающих в непригодном жилье по договору социального найма. А вот собственникам жилых помещений должно предоставляться равноценное жилое помещение. Исходя из норм Жилищного кодекса, расселение жилья должно происходить в пределах границ населенного пункта. Проблему расселения жилья можно решить, наращивая объемы жилищного строительства, а разрыв между комфортностью и доступностью можно сократить, увеличивая количество предложений на рынке. Однако такая тенденция дифференциации жилья в зависимости от уровня доходов населения только зарождается в крупных городах. А пока можно констатировать, что программа расселения граждан РФ из аварийного жилья явно отстает от графика.




на главную
Хостинг от uCoz