Новый вгзляд на рынок кредитования



В апреле 2005 года состоится премьера нового выставочного проекта CREDIT EXPO 2005, организатором которого выступило Международное Выставочное Агентство IFA. В преддверие этого события мы обратились к Президенту IFA С.М. Левиту с несколькими вопросами. Сергей Максимович, расскажите, пожалуйста, в чем идея выставки "CreditExpo"? Для начала давайте обратимся к истории. Понятие "взять кредит" для потребителя в СССР отсутствовало в принципе. Никому просто не приходило в голову, что можно дать в долг деньги и требовать за это проценты. Не было институтов, которые давали деньги под комиссионные. Были ссуды, т.е. беспроцентный кредит, кассы взаимопомощи. Но все это так или иначе относилось к профсоюзной деятельности. Однако существовали кредитные отношения между юридическими лицами. Сегодня же кредит в общемировом понимании этого слова стал общедоступным. Кредитные отношения из области отношений юридических лиц переходят на обычного гражданина, на человека, который хочет и может обеспечить самое необходимое и достаточное своей семье. Подчеркиваю, что речь идет не о великих проектах перестройки, а об отдельно взятом гражданине с его потребностями. И сегодня мы подошли к моменту, когда любой добропорядочный работающий гражданин имеет возможность обеспечить кров над головой, средство для передвижения, повышение своей квалификации и обучение детей, качественное медицинское обслуживание. Единственная вещь, которая в состоянии помочь решить эти вопросы, - кредиты. Именно поэтому мы выходим на рынок с выставкой "CreditExpo", которая является первой в своем роде - она направлена на удовлетворение гражданских, а не бизнес интересов. То есть, фактически, такая выставка - один из элементов рыночной экономики, реализующий права гражданина на успешную жизнь. Право на жилье, право на образование, право на медицинское обслуживание. Через кредитные отношения это реализовано уже во всем цивилизованном мире, и уверен будет вскоре реализовано и у нас. Готовы ли, на Ваш взгляд, россияне к получению кредитов, к правильному пониманию этого вопроса? Очевидно, что в Вашем вопросе заложено сомнение. И я, как это не покажется странным, его поддержу. Если брать страну в полном масштабе, то, безусловно, пока что не готовы. Подчеркиваю - пока что. Москва - наиболее образованный и обеспеченный город, город с наибольшим количеством рабочих мест, с самой высокой заработной платой. И естественно, такое мероприятие на данном этапе должно проводиться именно в Москве. Поскольку московский житель или человек, работающий здесь, который так или иначе видит на улицах рекламу банков, кредитных ставок и пр., психологически уже подготовлен к тому, чтобы входить в кредитные отношения. При этом финансовой грамотности входа в эти отношения у него, конечно же, нет. Поэтому необходима выставка, где в одном месте собраны лидеры кредитного рынка, причем не только те, кто дает кредиты - то есть банки, но и те, кто предоставляет все эти необходимые продукты в кредит - квартиры, машины, страховки И человек, проведя несколько часов на "CreditExpo", будет иметь полное представление о том, по каким ставкам берутся кредиты, каким способом они берутся, кто делает это дороже, но быстрее, а кто дешевле, но медленнее. Т.о. наш посетитель кроме информации получит еще и ликбез о том, как входить в эти кредитно-финансовые отношения. А готовы ли кредитно-финансовые институты к правильным кредитно-финансовым отношениям? Это очень интересный вопрос. И я снова отвечу на него отрицательно. Вероятно, не готовы. Мало того, что у российских учреждений - а под учреждениями я понимаю не только банки, но и фонды, и страховые компании, без участия которых все равно не происходит не одно кредитное действо, и потребительские сети - нет опыта работы с розницей. Сберегательный Банк Советского Союза был, есть и остается, и именно он работает с российскими потребителями, точно так же, как и 25 лет назад. Ничего не изменилось, разве что компьютеризация позволила сократить очереди. Кроме того, все эти учреждения не готовы к кредитно-финансовым отношениям еще и потому, что не учитывают психологию российского гражданина. Они не готовы, пожалуй, к самому важному - к необходимости стать финансовым консультантом каждого отдельного человека. Давайте попробуем представить, сколько из миллионов россиян понимает, к примеру, влияние цены нефти на курс доллара, и как это, в свою очередь, сказывается на стоимости буханки хлеба. Думаю, в масштабах страны - единицы. А жить-то надо всем. И эти процессы влияют на каждого, не смотря на то, что далеко не каждый это понимает. А значит финансовые учреждения должны не только научиться дать кредит так, чтоб получить его обратно с процентами, но и суметь стать финансовым консультантом, чтобы помочь и студенту, и домохозяйке, и управляющему грамотным образом разместить свои средства - и те, которые он уже заработал, и те, которые не заработал, но получил в кредит. Представьте себе ситуацию - не было у человека денег, а потом он пошел, взял кредит, и ему дали 10 тысяч долларов. Он потратил их за 3 дня, а отдавать будет 5 лет. Конечно это не правильная, ненормальная ситуация. Необходимо понимать, для чего берется кредит, на что будет потрачен. И если человек берет кредит, который будет отдавать в течение следующих минимум 5 лет, он должен использовать эти деньги рационально - скажем, купить квартиру, а не истратить все эти деньги на какое-нибудь безумное путешествие, за которое он будет расплачиваться часть своей жизни. И в данном случае консультанты должны работать над этим, объясняя людям, что кредит - это не деньги, упавшие с неба, это инвестиции в жизнь каждого человека. А инвестиции нужно отдавать. И если этому вопросу будет уделено должное внимание, то наладятся правильные финансовые отношения между гражданами и финансовыми учреждениями. Задача нашей выставки - удовлетворение потребности населения в правильном кредитно-финансовом отношении. И в этом смысле, подчеркиваю еще раз, обучение самих участников этого рынка - не менее серьезная задача, чем задача обучения каждого отдельно взятого гражданина. Как игроки отрасли, участники кредитно-финансового рынка, отреагировали на новый проект? Ни одна компания не сказала, что мы делаем что-то неправильное или несвоевременное. Напротив, все считают, что это правильная, хорошая идея, которая вовремя реализуется. Поэтому проект развивается достаточно успешно, происходит активная регистрация участников. Кроме того, для профессиональной аудитории мы проводим еще и конференцию, посвященную вопросам потребительского кредитования. Цель конференции - консолидация рынка кредитных услуг, выработка четких и понятных правил игры, определение места и доли каждой компании на рынке. Это, естественно, очень профессиональное мероприятие, и оно собирает именно ту аудиторию, которая и должна формировать финансовый рынок, а значит и будущее благосостояние страны в целом и каждого гражданина в частности. Необходимо понимание того, что без стабильной финансовой системы любые накопления съедает инфляция. Если участники финансового рынка договариваются о правильной работе на рынке, тем самым они способствуют выведению инфляции на разумные пределы. И, несмотря на то, что мы говорим о потребительском кредитовании, и выставка и конференция имеют отношение к финансам каждого отдельного гражданина, но это и есть базис всей финансовой структуры государства, а значит, в конечном итоге, и базис самого государства. Поэтому и значимость конференции, несомненно, велика, что также отмечают все игроки рынка. Чем было обусловлено время и место проведения выставки? Мы, как компания, профессиональная в организации выставочных мероприятий, никогда не выбираем сами сроки проведения выставок. Мы запрашиваем мнения аналитиков, в результате получая даты, наиболее близкие к оптимальным для той или иной отрасли. Кроме того, весна - время, когда люди хотят выйти на новый уровень жизни. Весна - это всегда планы, надежды на лучшее. А кредиты - это реализация надежд на лучшее. Что касается места, Экспоцентр на Красной Пресне - традиционно очень хорошо зарекомендовавшая себя площадка с профессиональными управляющими, с очень хорошей инфрастуктурой. Очень дорогая, к слову сказать. Тем не менее, мы считаем, что подобного рода мероприятия правильно проводить на площадке, которая имеет хорошую репутацию, длительную историю. Потому что кредит - это доверие. Это отношения между юридическими и физическими лицами, основанные в первую очередь на доверии. И репутация играет здесь первостепенное значение. Какие кредиты, на Ваш взгляд, наиболее актуальны сегодня? В первую очередь - кредит на недвижимость, поскольку люди нуждаются в жилье. Одним из необходимых условий для нормальной жизни, для того, чтобы каждый гражданин мог растить детей, является кров. То, что у людей нет жилья - тяжелейшее наследие социалистического периода. Поэтому жилье есть и будет одним из приоритетных направление кредитной политики. Вторым по популярности является кредит на покупку автомобиля. Автомобиль в нашей стране - это не средство передвижения, он никогда им не был и даже не знаю, когда станет. Российская душа, получив хоть какие-то средства, немедленно вкладывает их в автомобиль. Зачастую в необоснованно дорогой автомобиль. Судя по отзывам моих иностранных коллег и товарищей, их искренне удивляет, почему русские, имея такой низкий доход и непредсказуемость финансовой ситуации в стране, не вкладывают деньги, а немедленно покупают самые дорогие машины, какие только возможно. В России автомобиль был и, подчеркиваю, остается излюбленным способом показать свой социальный уровень. Поэтому автомобильное кредитование, безусловно, будет довольно долго оставаться в числе лидеров. В будущем здравоохранение и, соответственно, кредиты на медицинское страхование займут одну из лидирующих позиций. Человеку нужно где-то жить, на чем-то ездить, но самое главное - для счастливой жизни необходимо быть здоровым. Поэтому вопросам качественного медицинского обслуживания будет, несомненно, уделяться все больше внимания. И напоследок - что бы Вы хотели пожелать участникам Вашей выставки? Я бы хотел пожелать участникам любых выставок правильно подходить к вопросу участия в выставке. Если посетители не всегда умеют пользоваться планом выставки и делать системный обход, то еще хуже дело обстоит с самими участниками. Распространено мнение, заключающееся в том, что самое главное в участии в выставке - это сделать большой и красивый стенд, чтобы он был виден издалека и притягивал взгляды посетителей. Безусловно, это очень важно. Но это только 20 процентов успеха. А еще 60 процентов - умение персонала встретить посетителя и квалифицированно подать ему всю необходимую информацию. Это значит не просто взять визитную карточку или дать рекламный буклет. Компании, затрачивающие колоссальные средства на саму экспозицию, не вкладывают средства в обучение персонала, не объясняют, как нужно работать на стенде, что нужно говорить посетителям. Очень хочется, чтоб ситуация изменилась. И мы, как компания-организатор выставок, всячески способствуем этому.




на главную
Хостинг от uCoz