Москва поднебесная, подземная и подводная



О некоторых вопросах градостроительства с нашим корреспондентом беседует руководитель Моспроекта-2, первый заместитель главного архитектора Москвы академик Михаил Михайлович Посохин - Михаил Михайлович, в конце июня текущего года в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города было подписано соглашение о создании совместного предприятия ISC - строителе московских небоскребов. Расскажите о программе высотного строительства. В чем ее целесообразность? - Высотное строительство необходимо. Причем оно должно не только быть, но и совершенствоваться. Здания должны становиться умными - в самом прямом смысле этого слова, - рациональными, саморегулирующимися системами. Они должны насыщаться электроникой. Превращаться в мини-города. Нам надо поддерживать научно-технический прогресс, развивать строительную индустрию, архитектурную и инженерную мысль. И для этого - возводить небоскребы. И такие здания - не только возможность стране идти по пути технического прогресса. Это - символ способности нации к существованию. Вспомните "сталинские" высотки. Народ, победивший в самой тяжелой войне за все время существования человечества, по прошествии всего нескольких лет начал возводить небоскребы. Отмечу, кстати, что строили их только из отечественных стройматериалов. И только отечественные архитекторы и строители. Итак, высотное строительство необходимо. Согласно городской инвестиционной программе "Новое кольцо Москвы" до 2015 года в городе намечено обустроить 60 высотных зон, в которых будет воздвигнуто около 200 небоскребов высотой свыше 30 этажей каждый. И самое высокое здание должно достигнуть 60 - 70 этажей. Но ведь одно дело наметить места, сделать первоначальные пожелания. Другое - провести огромную работу по инвестиционному наполнению программы. Впрочем, и в планировании не все обстоит гладко. - И все же в Москве уже сейчас появляются небоскребы? - Да, есть примеры строительства высотных домов. Но у меня лично они рождают негативные ощущения. Попытки подделывать "сталинские" высотки - абсолютно бесперспективное дело! Во все нужно вкладывать свой смысл! Архитектура здания "Триумф-палас" на Соколе, например, ничего кроме удивления у меня не вызывает. Возведение небоскребов - не спонтанное явление, а очень серьезный процесс. Уникальное сочетание инвестиционных и технических возможностей. И я вынужден, к сожалению, констатировать, что на сегодняшний день мы не готовы к строительству высотных зданий, даже не превышающих 40 этажей. Все, что мы видим - это попытки прадедовскими методами залезть "все выше, и выше, и выше". Без всяких норм и правил. Пока это просто нагромождения из кирпича и бетона. Дилетантский подход. Некомпетентность в этой области строительства инвесторов-заказчиков сейчас достигла критической массы, это опасно для народа. Когда систему пожаротушения проектирует сам инвестор, я пугаюсь. И буду обходить этот дом стороной. Высотное строительство сегодня ставит очень трудные задачи перед целыми группами технических специалистов. Чем здание выше, чем современнее, тем оно более напичкано электротехническими, компьютерными, инженерными системами. Сложноуправляемыми, требующими тщательнейшей проработки. А после развития террористической активности, добавились задачи обеспечения безопасности энергетических систем, конструктивных возможностей здания вынести неожиданные удары, не разрушаясь целиком. И все это пока лежит за пределами наших СНИПов и ГОСТов. Впрочем, некоторые подвижки есть. Этот шаг - создание совместных предприятий по высотному строительству. Особенно далеко в этом ушли США. И опора на их научно-технические возможности, на их профессионалов даст нам возможность сделать рывок. Недавно в Москву были приглашены американские специалисты разных фирм. После ряда плодотворных встреч и консультаций с фирмой "Френк Вильямс и партнеры", имеющей мощную сеть смежных специалистов и развитые контакты, Моспроектом-2 было организовано совместное предприятие, которое уже начинает свою деятельность. Это не значит, что данное СП будет реализовывать всю высотную программу Москвы - еще не обеспечены инвестиционные гарантии даже по адресам, которые предлагает Моспроект-2. - Но хоть одна конкретная точка намечена? - Для начала мы выбрали участок по Профсоюзной улице, там, где она примыкает к МКАД. Посмотрим, как пойдет дело. Для нас это будет интересная школа! - Михаил Михайлович, с момента ввода в строй торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади прошло уже семь лет. Это, по нынешним временам, довольно большой срок. Когда в городе появятся новые подобные объекты? - Идея активного освоения пространства под Москвой уже дожила до 50 лет! А появился всего один объект - Манежная площадь. Кстати, раз уж мы вспомнили о терроризме, несмотря на то, что это был первый опыт крупного подземного строительства в Москве - ТРК "Охотный ряд" выдержал террористический акт. Благополучно сработали все системы: и пожарные, и коммуникационные. Как и в случае с высотным строительством, освоение подземного пространства немыслимо без четкой программы. Уже давно пора было выделить подземное строительство как крупный раздел Генерального плана, а не просто выхватывать в городе отдельные участки и решать спонтанно: ну что, здесь будем рыть или там? Подземные объекты должны быть связаны с основными функциональными центрами мегаполиса. Сейчас мы намечаем развитие подземного пространства под снесенной гостиницей "Москва", которая будет воссоздана по проекту Щусева. Связь эта пройдет от Манежной площади до Театральной, через новую гостиницу. Прорабатывается также возможность освоения подземного пространства под Лубянской площадью, в районе Политехнического проезда, Старой площади. Намечено довольно много таких точек. Человек сможет проходить целые городские кварталы, не показываясь на дневную поверхность. И при этом иметь возможность как войти в различные учреждения, торговые центры и паркинги, так и сесть на скоростной транспорт - метро или мини-метро. Это главное условие функционирования подземного пространства города. Еще в далеком 1975 году, будучи в Монреале, я был потрясен тем, что мог пройти всю центральную часть города под землей. Особенно приятно это было при плохой погоде. Кинотеатры, магазины, универмаги, рестораны, кафе... Идешь - где-то просветы вверху появляются, дворики, вот связь с улицей, указатель "такой-то офис", выходишь - попадаешь в огромный вестибюль небоскреба. Это совершенно другая страница жизни современного города. - Под землей могут быть и дороги. - Есть такой проект "Подземный проспект Калинина", или, иначе, "Арбатский бульвар". Скоро ему уже исполнится 10 лет. Вот вкратце его суть. Южную сторону проспекта, там, где высятся здания-"книжки", предлагается сделать крытой. Ныне проезжая часть должна стать бульваром, по параметрам своим аналогичным Тверскому. Причем разрезанную градостроительным скальпелем историческую ткань города можно было бы восстановить в виде бульварного благоустройства - "нарисовать" Собачью площадку, например. Сейчас на Калининском проспекте жуткий дефицит парковочных мест. Мы бы построили здесь такие паркинги, которые не просто обеспечили парковку большого количества машин, но и связали обе стороны проспекта. Ведь сегодня не только автомобили ставить негде - обе стороны Нового Арбата никак не связаны. А если стоянки будут под землей, можно будет подъехать хоть от Садового кольца, хоть от Бульварного, хоть со старого Арбата, хоть с Поварской, оставить машину на стоянке и выйти в любую сторону. - Ну да, только реконструкция всего лишь Новоарбатского моста заметно усложнила движение по всем прилегающим улицам, а ведь мост чинили по частям, сохраняя хоть половинное движение. А если перекрыть Новый Арбат? - Есть такая замечательная технология: на трассу укладывается специальное металлическое покрытие, по которому ездят машины, - сотовую конструкцию. И только потом начинается выработка грунта под ней. Я уверен - пока не будет реализован проект "Арбатский бульвар", никакой активизации жизни в этом районе не будет. Магазины захиреют, останется вечная транспортная проблема. Это смешно - жизнь современного города без использования подземного пространства. Без него город просто задохнется. - Недавно был сведен пешеходный мост у Храма Христа Спасителя, возводимый по вашему проекту. Его без натяжки можно назвать одним из первых звеньев Золотого кольца Москвы. Расскажите об этой программе. - Это многоплановая, комплексная программа, которая пока идет чрезвычайно трудно. Когда смотришь на план нашего города, кажется, что в Москве с туризмом все обстоит просто: сравнительно небольшой диаметр исторического центра и масса музеев. Вперед! Но на практике дела обстоят гораздо хуже. Если и москвич желает перейти какую-то площадь, ему может потребоваться поводырь. Что говорить об интуристе? "Золотое кольцо" должно упорядочить и упростить движение по туристическим объектам города. Так сложилось, что появившиеся и намечаемые пешеходные зоны естественно локализовались на окружности радиусом примерно в полтора километра. Окружность эта, имеющая центр на Красной площади, охватывает территорию вокруг Храма Христа Спасителя, Лаврушенский и Столешников переулки, Кузнецкий Мост, Климентовский, Газетный, Златоустовский переулки, ряд других. Но только обустроить пешеходные зоны - очень мало. Для начала нужны гостиницы. За последнее время их построили, кажется, всего две, хотя есть целая программа гостиничного строительства - но жилищный бизнес оказался важнее. Выясняется, что и покормить туриста сегодня в Москве невозможно. Казалось бы, появилось столько точек питания. Но нужны рестораны определенного класса, куда ты можешь сразу привести 100 - 200 человек в обеденное время. И куда их прикажете вести? В "Елки-палки"? Так там на стольких столиков не хватит. Так что программа "Золотое кольцо Москвы" может быть задействована, если только она реализуется комплексно. От того, что у Храма мы "просто" построили мост, она не заработает. - Кстати, давно ли появилась идея строительства моста в этом месте Москвы-реки? - Уже были фактические предложения продлить Бульварное кольцо и замкнуть его через Замоскворечье. И в этих планах присутствовал мост. Еще при императоре Николае I был утвержден проект его строительства. Но сгорел деревянный мост на месте нынешнего Большого Каменного, и у Храма строительство остановилось. До сих пор жизнь в районе Якиманки и Замоскворечья в плане оперативного доступа затруднена. Отмечу, при строительстве пешеходного моста пришлось преодолеть серьезные преграды. Но я очень рад, что все наконец получилось. Кстати, многих противников строительства я видел на торжественной сводке моста. Правда, я задумывал его несколько другим. По стилю это должна была быть чугунная клепаная конструкция времен развития промышленной революции в России 1880 - 90 годов. В это же время заканчивалось строительство Храма. - А дальше на Острове что будет? - Второй мост должен соединить Остров и Якиманскую набережную. Попутно планируется значительно реконструировать территорию самого Острова. Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков обязал Москомархитектуру обеспечить дальнейшее развитие этого проекта. Нужно теперь идти дальше - на Якиманку. Делать подводную автостоянку под Водоотводным каналом. - А это не слишком сложно? - Это интересно! Сначала нужно осушить Водоотводный канал на участке от памятника Петру I до Малого Каменного моста - там глубина всего около трех метров и течение легко перекрыть с понтонов. Затем выполняются небольшие объемы земляных работ - котлован-то уже почти готов. Причем грунт можно сразу же сплавить по реке! После делаются стены и перекрытия гаража. И готово - опять пошла вода! А крышу стоянки можно, например, цветной плиткой выложить - воды сверху останется более полутора метров, и дно будет красиво просвечивать. Всего на этом участке под канал получится поставить примерно 1500 - 1700 автомобилей. Отсюда, например, и можно будет начать туристический маршрут. Нужно начать осваивать место и под Волхонкой - там есть ничем не занятое подземное пространство, его можно было бы превратить в гараж. Реконструкция Боровицкой площади тоже дала бы толчок программе. Она является как бы клапаном для туристов, идущих от Кремля: из Александровского сада их должно что-то подтолкнуть на маршрут Золотого кольца, а пока они упираются в крайне неорганизованный и опасный пешеходный переход. Кстати, необходимо устанавливать и разъяснительные дорожные указатели, на которых будет начертано не только название улицы, но и какие-то факты из ее истории, чем она примечательна, где упоминалась в литературе - туристу ведь это очень интересно. - А москвичу как интересно! - Ордынка, Пятницкая, Коровий вал, Зацепа, Воронцово поле, Боровицкая... Сколько у нас замечательных улиц и площадей! - Вот на Боровицкой площади, кстати, Дом Пашкова наконец-то закрыли лесами. Началась реставрация. Но многие менее известные памятники "простаивают". Вы сторонник передачи архитектурных памятников "человеку с тугим кошельком", если он обещает их восстановить? - Если бы жили при монархии, то, конечно, я бы выступил за передачу памятников в частные руки. Но сейчас передавать памятник неизвестно кому только по признаку наличия денег. - Или по призраку наличия денег... -... Передача памятников - трудный вопрос, наверное, требующий индивидуального подхода. Я прекрасно понимаю, что для их восстановления ни у государства, ни у города денег в необходимом количестве нет. И когда одни будут доказывать, что без денег памятник развалится, другие станут требовать гарантий неизменности его первоначального облика, знания архитектурной истории памятника и уважительного отношения к нему со стороны потенциальных хозяев. И обе стороны будут правы... В Рязани над Окой высится великолепный Кремль. Недавно я побывал там. Еще издалека увидел группу ползающих по древним стенам ребят в спецовках и умилился: какая прелесть - реставрируют! Подошел поближе и чуть не упал - все кокошники на окнах палат раскрашены светящейся краской: колонночки красные, точечки желтые нарисованы. Лубочная такая картинка! Эта беда всегда будет стоять у ворот. Прежде всего, для владения историческим памятником нужно быть интеллигентным, культурным человеком. Возможно, это должны быть "частные руки" не отдельных лиц, а какие-то серьезные открытые акционерные общества с попечительскими советами, включающими в себя архитекторов, художников, историков, археологов Чтобы за их деятельностью можно было проследить общественности. Чтобы не произошло больше такой страшной истории, как с усадьбой "Архангельское"... - А как вы относитесь к ликвидации гостиницы "Россия"? - Ликвидация - страшное слово. Архитектор - профессия созидательная, и к разрушениям я отношусь без восторга. Знаете, при моей жизни раза три "изменяли" полезность тех или иных периодов истории. А город - это книга истории в камне. Есть в ней страницы не очень хорошие, но я не думаю, что нужно безоглядно рвать непонравившиеся листы. С одной стороны, главное - не потерять того, что уже есть. Архитектура гостиницы "Россия" не очень красивая, но, например, концертный зал, в котором прошло столько событий, мне жаль... С другой стороны, строительство на этом месте - очень интересная задача для нас, архитекторов. Мы с удовольствием сделаем новый проект. Я предвижу массу общественных баталий. Кому-то захочется современной архитектуры из стекла. Мне кажется, там должен быть создан такой средневековый город. Ведь от Рождественки вниз к реке спускалось множество улиц, там были уютные квартальчики, повторяющие по возможности наиболее точно историческую структуру улиц. Нужно всегда чувствовать себя молодым. А это значит - уважать молодежь, те поколения, которые идут после тебя. И ностальгию, и нелюбовь к определенным стилям своего поколения ты не имеешь права переносить на поколения будущие. - А гостиница "Москва"? Ее снесут, но восстановят в прежней форме. Некоторые говорят, что это все равно новодел, что камень-де не тот. - Камень там действительно не тот - крошится. Если нам удастся восстановить гостиницу "Москва" такой, какая она была, и тот корпус, который был построен в 70-х к Олимпиаде, сделать, как было задумано по проекту Щусева, ничего плохого в этом не будет. Я как архитектор очень бы переживал, если бы мой дом снесли и построили на его месте что-то совсем другое. Но если бы повторили в точности мой, да еще в гораздо лучших, современных материалах, я был бы счастлив! - Михаил Михайлович, что бы вы пожелали строителям в канун их профессионального праздника? - Сейчас наступает очень сложный, новый этап в развитии строительства и архитектуры. И главное здесь - верить в наши национальные силы, национальные кадры, в российских и московских строителей. Не было таких задач, которые мы, архитекторы, градостроители и строители, не смогли бы выполнить на самом высоком международном уровне. Я хочу пожелать всем нам творческих успехов на этом пути!




на главную
Хостинг от uCoz