Собственники жилья, объединяйтесь



На сегодняшний день мало кто догадывается о том, что товарищества собственников жилья могут принести немало пользы в борьбе за улучшение качества жизни жильцов многоквартирных домов и продвижение реформы ЖКХ. В обозримом будущем они значительно расширят свои полномочия и обретут реальную силу. Об этом наш разговор с начальником управления координации деятельности товариществ собственников жилья и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Виталием Акимкиным. - Виталий Васильевич, ранее мы с вами говорили о путях поиска форм участия жителей в контроле над деятельностью управляющей организации. Вы сказали, что создали проект постановления о создании жилищных товариществ в разной организационно-правовой форме. О чем идет речь? - Существующий закон РФ об общественных объединениях позволяет создавать органы общественной самодеятельности, общественные формирования по месту жительства, например, домовые комитеты. Цель и задача домкома - повышение качества жизни жильцов. Инструмент - контроль над деятельностью управляющей организации, скажем, того же ДЕЗа. Домком действует без образования юридического лица, но имеет контрольные функции со всеми вытекающими последствиями. Домкомы будут ставиться на учет в департаменте и наделяться полномочиями участия в приемке всех видов работ по дому: будь то благоустройство территории и подъезда по программе "Мой двор, мой подъезд" или иная работа, связанная с коммунально-бытовым обслуживанием. Даже ежемесячный акт о текущей эксплуатации дома без подписи председателя домкома будет недействителен. И тогда домкомы будут действовать. Цель у нас одна: установить жесткий контроль над теми, кто тормозит реформу. Эта форма самоуправления жильцов будет уже не по зубам ДЕЗам... - Но ведь председателя домкома можно подкупить... - Мы предусмотрели и это. Создаем согласительную комиссию в управе под председательством глава управы или его заместителя по ЖКХ. Члены комиссии - советники муниципального собрания, избранные народом, работники управы, представители товариществ. Как же защититься от нерадивого председателя, нечистого на руку? Мы предлагаем такой выход (причем идею нам подсказали в ходе обсуждения проекта положения о домкомах сами представители общественности): чтобы не допустить мошенничества ежегодно домком и его председатель должны подтверждать свои полномочия у жителей. Например, путем сбора подписей или проведения собраний. Можно устроить конкурс социальных заказчиков. Более того, есть способ избавиться и от монополизации этого общественного органа. Например, появились две группы, каждая предлагает своего лидера и свою программу. Выбирайте. Какая группа соберет больше подписей от жителей, той и будут предоставлены полномочия на управление домом. - Так ведь это не что иное, как двухпартийная система управления государством! Только в масштабе дома... - Правильно! Домком - своего рода партия, представляющая одновременно интересы социального заказчика и социального контролера. Не справились за год, в следующем году соберут меньше подписей и проиграют! Система прошла проверку временем и успешно действует в развитых государствах. Почему бы не применить ее и нам. Дом, ТСЖ - это такое же государство, только маленькое. - Выходит, Департамент жилищной политики имеет самое непосредственное отношение к реформе ЖКХ... - Мы - координаторы выполнения комплексной городской программы формирования кондоминиумов и создания ТСЖ. В условиях, когда создание ТСЖ буксует, мэр столицы требует от нас создания иных форм объединения жителей, которые могли бы представлять их интересы и контролировать работу ДЕЗов и управляющих компаний. Людям нужен подготовительный этап - переходный период. Прежде нужно научиться контролировать тех, кто взялся обеспечивать тебе нормальную жизнь, поверить в свои силы и возможности, убедиться, что только от тебя зависит качество жизни, разобраться в том, какие деньги и за что платить. Обретут люди это качество - и тогда не нужно будет тащить их в ТСЖ - сами захотят объединяться... - А есть ли уже какие-то механизмы контроля над деятельностью управляющих компаний, ДЕЗов? - С 1 января 2003 года все управляющие организации и ДЕЗы должны составлять индивидуальный хозяйственный план и вести учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому сформированному кондоминиуму. Более того, раз в полгода они обязаны отчитываться о выполнении этого хозфинплана перед жителями дома. Почему появилось это нововведение? Сегодня у ДЕЗа в управлении в среднем 150 домов. А где 150 домов - там ни один великий ум не проконтролирует, куда деньги потрачены! Поэтому деньги улетают в трубу и уходят в песок. А тут - на тебе: индивидуальный учет. Все видно до копейки: сколько с дома собрано денег, сколько из бюджета получено и куда каждая копейка пошла. Но остаются еще проблемы, которые не решены на уровне РФ: слабое гражданское законодательство и закон о ТСЖ позволяют трактовать ряд положений двояко. Поэтому у нас есть и судебные прецеденты, связанные с деятельностью ТСЖ. Вот самый распространенный пример: споры товариществ с органами власти по использованию нежилых помещений. Есть нестыковка, конфликт между законом города Москвы и федеральным законом о правах товарищества по управлению нежилыми помещениями. В городском законе сказано, что товарищество имеет приоритетное право на аренду и выкуп нежилых помещений, принадлежащих городу. А федеральный закон говорит, что приоритетов нет ни у кого - все равны перед законом и все решает конкурс. А что происходит на конкурсах - мы видим. И знаем, кто выигрывает конкурсы - "денежные мешки". Товарищества же остаются с носом, хотя им нужны помещения для эксплуатирующей службы, бухгалтеров, слесарей, нужны складские помещения для инвентаря. В конце концов, свои помещения ТСЖ может использовать для извлечения прибыли, идущей на эксплуатацию здания. Встречаемся мы и с нарушениями Департамента имущества: он неправильно рассматривает общее имущество товарищества. В силу закона оно принадлежит домовладельцам, находится в общей долевой собственности. А Департамент имущества регистрирует, например, подвал как собственность города, затем либо продает, либо сдает в аренду. А товарищество остается ни с чем. Подобные нарушения закона у нас не редки, мы пытаемся с ними бороться. - Виталий Васильевич, говорят, реформа - это разделение функций заказчика и подрядчика. Но как разделить, никто толком не знает: ни руководители районного уровня, ни окружного. Можно услышать только общие слова. - Меня этот вопрос тоже волнует, поэтому выскажу свое мнение. Цель реформы - улучшение качества жизни людей. Принципы тоже ясны: сделать лучше при меньших затратах. Теперь об инструменте. Действительно, часто говорят, что нужно создать рынок коммунальных услуг - он, в свою очередь, разрушит монополию ДЕЗов. Но наши реформаторы забыли, что рынок имеет три субъекта. Первый, ради которого рынок существует, - житель, потребитель услуг. Второй субъект - производитель, поставщик услуг - наши ДЕЗы, ГРЭПы, ресурсоснабжающие предприятия. Но должен быть и третий субъект - государство, которое регулирует взаимоотношения этих двух субъектов на рынке. Рынок ЖКХ должен жестко контролироваться. У нас же, к сожалению, нет методик, устанавливающих экономически обоснованную цену за техническое обслуживание, нет норм затрат материалов. В наших городских нормативных актах большой пробел: нет системы нормирования расходов материалов. Отсутствие норм приводит не только к различным мнениям при установлении оплаты за техническое обслуживание, но и к злоупотреблениям на этой почве. ДЕЗы в свои планы закладывают железо вагонами, но куда оно уходит - неизвестно - ничего не нормировано! Негосударственные предприятия устанавливают зарплату в несколько раз выше, чем в ДЕЗе. В результате, растет цена технического обслуживания одного квадратного метра. Пять лет назад в Германии приняли закон о квартирной плате. Там сказано, что квартплата не должна превышать такой-то уровень, не должна расти больше чем на 20 процентов в два года. Скрупулезно расписана процедура установления квартплаты, то, как она согласовывается, как защищается. Они не просто устанавливают расценки, но и защищают их, как диссертацию. Население должно понимать, за что платит, и контролировать. Вот каким путем пошли немцы. Думаю, нечто подобное надо вводить в Москве. Пока же к нам идет поток жалоб, особенно от ТСЖ: им завышают расценки. Поэтому в проекте решения Координационного совета записано: необходимо разработать нормативы трудозатрат и расхода материалов, применяемых в кондоминиумах. - Но ведь нормативы уже существуют: известно, сколько нужно дворников, сколько слесарей, электриков, бухгалтеров. - Существуют, но, как говорится, для больших чисел: для площадей, исчисляемых сотнями тысяч квадратных метров. Но если считать для одного дома, то получится, что нужно 0,3 слесаря, 0,2 дворника. Где товариществу взять 0.2 дворника? Он должен округлить до одного. Вот и выходит, что там, где один дом, есть почва для махинаций. Нужна "мозговая атака" всех заинтересованных специалистов. Вот тогда мы с вами будем говорить совсем на другие темы - о том, как люди сами реформируют свою жизнь, делают ее комфортнее. И не завидуют тем, кто этого уже добился...




на главную
Хостинг от uCoz