Как помочь системе регистрации?



Развитие системы регистрации прав на недвижимость и учета недвижимости отстает от потребностей рынка. Такой вывод сделан экспертами Фонда "Институт экономики города" в аналитическом докладе, посвященном означенной теме. По их мнению, стратегическим направлением развития системы госрегистрации должно стать обеспечение гарантий зарегистрированных прав, а также создание финансовых механизмов компенсации ущерба. НАИБОЛЕЕ радикальное предложение экспертов фонда - установить запрет на оспаривание зарегистрированных прав собственности в судебном порядке. Что касается создания финансового механизма компенсации ущерба, то либо государство должно взять на себя эту функцию (а именно, создать государственный целевой бюджетный фонд), либо необходимо организовать условия для частного страхования титула. Следует также упорядочить полномочия различных ведомств. Речь, в частности, идет о федерализации учреждений юстиции, регистрирующих права на недвижимое имущество. Напомним, что сегодня регистрационные палаты создаются органами власти субъектов РФ, а их деятельность контролируется Минюстом. "Надо либо оставить нынешнюю систему, но при этом обеспечить финансирование передаваемых федеральных полномочий либо переподчинить учреждения юстиции", - отметил один из авторов доклада, Эдуард Трутнев, выступая на ученом совете Института экономики города. По его мнению, положительным следствием данных преобразований должно стать создание системы финансовых и правовых гарантий на федеральном уровне. В то же время функции технической инвентаризации (подготовка техпаспортов, планов земельных участков) следует исключить из состава государственных. В ХОДЕ подготовки доклада эксперты фонда опросили риэлторов, профессионально оказывающих услуги частным лицам по регистрации прав на недвижимое имущество. Опросы проводились в семи городах - Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Самаре, Тольятти, Саратове, Энгельсе, Перми. Выяснилось, что регистрация права собственности на квартиру является наиболее массовым видом регистрационных действий в городах. Процедура "устоялась", в ней задействованы только уполномоченные учреждения юстиции и органы БТИ. Участники рынка единодушно утверждают, что с регистрацией права собственности на квартиры (включая получение необходимых документов из БТИ) обычно не возникает серьезных трудностей. Из чего, однако, не следует, что нет нареканий к работе системы БТИ - в отношении завышения цен и навязывания ускоренных процедур получения документации. Кроме того, недоумение вызывает одновременное наличие областных БТИ, городских БТИ и неких дочерних служб Ростехинвентаризации с фактической или потенциальной возможностью пересечения функций. А ВОТ что касается регистрации физическим лицом права собственности на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, то во всех городах экспертами было выявлено множество проблем. Сегодня неискушенному гражданину трудно самостоятельно пройти все необходимые инстанции, так как сколько-нибудь внятный алгоритм действий отсутствует, а получить доходчивую консультацию от чиновников бывает подчас невозможно. Более того, даже профессионалы не обладают достаточным набором фактов и данных. В случае выполнения всех действий профессиональными риэлторами распределение затрат времени по различным инстанциям выглядит приблизительно так: 0,5-1 месяц - учреждение юстиции по регистрации прав; 1-2 месяца - земельный комитет или кадастровая палата; 2-4 месяца - лицензированные землеустроители; 2-6 и более месяцев - получение распоряжения главы местного самоуправления о предоставлении участка. СПЕЦИАЛИСТЫ полагают, что неоправданные задержки получения кадастрового плана связаны с нерациональным распределением функций учета между кадастровыми палатами и земельными комитетами. Наибольшая неопределенность и наибольшая средняя продолжительность процесса наблюдаются в случаях, когда при регистрации необходимо получить распоряжение главы местной администрации о предоставлении земельного надела. По экспертным оценкам, это - не менее половины от общего ежегодного потока обращений за регистрацией прав на участки земли. В ходе опроса не удалось выявить города, где ситуация была бы существенно лучше или существенно хуже. Это значит, налицо не региональные или локальные, а общие проблемы, связанные с несовершенством организации учета недвижимости и регистрации прав на нее. КОММЕНТИРУЯ основные положения доклада, президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева отметила, что назревшие изменения очень важны и будут способствовать решению задачи по формированию рынка доступного жилья. Похожего мнения придерживается Алексей Оверчук, заместитель руководителя федеральной службы земельного кадастра: "Сегодня система не обеспечивает возможности беспрепятственного осуществления сделок с недвижимостью. Она является, по сути дела, одним из административных барьеров, мешающих экономическому развитию страны. Ведь привлечение инвестиций на рынок недвижимости возможно только при условии обеспечения гарантий прав собственности".




на главную
Хостинг от uCoz