"Москву" разрушат до основания. А затем?



"Муза водила на этот раз рукой круглого идиота" - так оценил в свое время Илья Ильф интерьеры гостиницы "Москва". На этот счет есть и прямо противоположные мнения, однако принято решение в сентябре снести знаменитое здание. А 30 июля гостиница официально прекратила свое существование. Последние постояльцы выехали из нее еще 20 июля, после чего десять дней администрация закрывала гостиничные рестораны, кафе, парикмахерские, сауны. Уже в 2006 году московские власти обещают воссоздать тот облик здания, каким его видел архитектор Алексей Щусев. Демонтаж здания назначен на 15 сентября. Взрывов не будет - гостиницу разберут изнутри. Новая часть здания до сих пор служила вполне приличной трехзвездочной гостиницей, стандартный номер в которой стоит от 70 до 300 долларов в сутки. Малые "преобразования" начались давно: пятнадцать лет назад с крыши "Москвы" исчезли буквы "Ленинизм - наше знамя", еще лет через пять сгинуло легендарное кафе "Огни Москвы". Три года назад закрылся старый корпус. И теперь на его месте планируется возвести современный отель по первоначальным чертежам архитекторов Щусева, Стапрана и Савельева. Новая "Москва" класса "пять звезд" будет включать апартаменты, торговый и развлекательный центры, офисные помещения, систему подземных автостоянок. Внутренний двор перекроют прозрачной крышей. Мнения самих москвичей по поводу сноса - разные. Многие признают, что гостиница является частью Москвы, свидетелем трагических событий ее жизни и памятником надежд ее жителей. По словам директора Государственного музея искусствоведения им. Щусева, "она настолько ярко воплотила декоративный образ 'счастливого настоящего и еще более счастливого будущего', что во множестве книг, открыток, кинокартин стала олицетворением сталинской эпохи". Даже на этикетке водки "Столичная" красуется изображение ее фасада. Гостиница "Москва" строилась в период с 1931-го по 1939 год и с 1969-го по 1978 год, причем основной корпус принял первых гостей уже в 1935-м. Авторами первоначального проекта были молодые беспартийные архитекторы Савельев и Стапран. Однако как раз в это время советская архитектура переключилась на псевдоклассику, поэтому исправлять фасад уже наполовину возведенного здания поручили академику Щусеву. Новый стиль был назван "сталинским ампиром". Щусев, впрочем, не упускал возможности отходить от заданных стилистических линий: смело менял проект, "сажал на колонны розочки, отрывал балконы, скруглял углы и заострял окружности". Это вызывало конфликт с молодыми архитекторами. Сначала Стапран и Савельев сделали так, что Щусева изгнали из Союза архитекторов, но потом, говорят, Щусев вернулся к власти и избавился от обоих. В итоге последнюю башню он достроил в соответствии со своими эскизами. Именно они и эскизы послужили причиной возникновения легенды, согласно которой на стол Сталину были положены два варианта фасада гостиницы. Вождь подписал оба поперек планшета, и поэтому боковые части фасада - разные. История, конечно, интересная, и провоцирует на мистические рассуждения. Но скорее всего все дело было в банальных стычках между архитекторами. Некоторые современные исследователи полагают, что легенду об ошибочном подписании Сталиным несимметричного проекта придумал сам Щусев. "Краевед" Александр Можаев говорит: "Вроде бы он планировал переделать на свой лад и левую башню, но помешала война. Бомбардировки 1941-го "Москва" пережила за фанерными декорациями: с воздуха казалось, что здесь стоит не один большой дом, а много-много маленьких". Как бы то ни было, но в результате здание получилось немного эклектичным. Присутствовавший на открытии гостиницы Илья Ильф писал о ней в своей записной книжке следующее: "Двенадцать четырехугольных колонн встречают вас в вестибюле. Коридор убегает вдаль. Мебели так много, что можно растеряться. Муза водила на этот раз рукой круглого идиота". Знаменитостей в гостинице останавливалось достаточно. Об этом свидетельствуют записи в книге почетных гостей. В этом здании в разное время жили Леонид Утесов, Максим Дунаевский, Любовь Орлова, Михаил Шолохов, Даниил Гранин, Аркадий Райкин, Лион Фейхтвангер и Робертино Лоретти. Здесь останавливались космонавты и политики, актеры и писатели, художники и композиторы. Консьержки и уборщицы вспоминают, как селили Ротару и Чепрагу, Софи Лорен и Жана Марэ. В "Москву" селили исключительно официальных иностранных гостей, приезжавших по особым случаям: на Олимпиаду, Игры Доброй воли, Фестиваль молодежи и студентов, московские кинофестивали. Заграничных туристов стали помещать здесь только в последнее время. От того, по утверждению сотрудников, совершенно отсутствовал в "Москве" адекватный требованиям заморских гостей антураж. С приходом новой власти в коридорах гостиницы появлялись герои уже нашего времени. Бывал тут и Борис Ельцин. А Владимир Жириновский одно время размещал штаб своей партии. Сейчас от прежней роскоши сохранились лишь интерьеры. Часть из них состоит на госохране - например, Мраморный зал, потолок которого украшают барельефы известных произведений зодчества 1930-х - от Речного вокзала до Дворца Советов - и ресторан с живописным потолком "Салют Победы". Все это богатство уже осмотрели и с радостью пообещали приютить сотрудники Aрхитектурного музея имени академика Щусева. В связи со сносом гостиницы "Москва" российские архитекторы высказывают беспокойство по поводу разрушения уникальных архитектурных сооружений русского авангарда 20-30 годов ХХ века. "Уникальные памятники русского авангарда разрушаются прямо у нас на глазах, поскольку, в силу особенностей конструктивистских решений, они необычайно хрупки", - говорит президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев. Его коллега Селим Хан-Магомедов добавляет: "Никто не отрицает, что отель в центре Москвы, носящий ее имя, должен отвечать самым высоким современным требованиям. Но нельзя также не понимать, что фасады творения Алексея Щусева, уникальный декор интерьеров, а возможно, и целые отдельные номера, связанные с пребыванием в них выдающихся деятелей, должны быть сохранены, как это делают, к примеру, в Италии". "Гостиница является символом социалистической эпохи, которая длилась в России 70 лет", - отмечает главный специалист отдела охраны недвижимых памятников министерства Культуры РФ Ольга Новикова. Тем менее, работа по сносу скоро начнется. Новую версию гостиницы можно будет увидеть уже в 2006 году. По словам Михаила Посохина, генерального директора организации "Моспроект-2", в ходе реконструкции гостиница "Москва" приобретет облик, изначально задуманный архитектором Алексеем Щусевым. В отеле, построенном на месте "Москвы", будет 340 - 390 номеров стоимостью от $250 в сутки. Проект реконструкции выйдет недешевым. Весь он, включая снос "Москвы", строительство на ее месте отеля высшей категории, помещений под торговлю и большого подземного паркинга, обойдется, как рассказывают представители компании-подрядчика, в $300 - 400 млн. Сохранятся ли у новой "Москвы" два разных фасада или будет выбран другой вариант, предстоит решить архитекторам.




на главную
Хостинг от uCoz